Выставка «Штрихи и линии»
«Счастье есть совпадение линии жизни с линией идеала», — писал Лев Толстой в эссе «О счастье», и эта мысль как нельзя кстати для эпиграфа проекта с двойным названием — «Штрихи и линии», или «Хорошо. Забытое. Старое». Вряд ли на столичной арт-сцене найдется художник, столь же филигранно владеющий карандашом, как Тимофей Смирнов. Однако, как писал тот же классик, у идеала «нет твердого направления», и это вы почувствуете на этой выставке. Линия пройдет сквозь графику, превращая пространство в тотальную метафору того неидеального, что раскрывают доведенные до абсолютного перфекционизма штрихи.
Однако экспозиция, составленная из работ последних 10-15 лет, демонстрирует не только уверенность руки и творческий почерк, предельно натуралистический, при этом философский и многослойный. Она штрихами очерчивает портрет художника и постоянного куратора галереи Fine Art. Этой выставкой Тимофей Смирнов вместе с нами отмечает 20-летие с момента первого персонального проекта в стенах галереи.
Для Тимофея этот, как он сам говорит «несерьезный», юбилей, с одной стороны игровой, с другой — этапный. Ровно 30 лет назад состоялась первая выставка с участием художника в Академии художеств. Было это в 1994 году, когда Тимофею было 14, он еще учился в Московской центральной художественной школе при РАХ. Спустя 10 лет, уже после окончания факультета графики Суриковского института и аспирантуры Государственный институт искусствознания, началось его сотрудничество с галерей «Файн Арт». С тех пор его проекты стали ежегодной традицией арт-пространства.
В названии той первой персональной выставки — «Хорошо. Забытое. Старое.» — была «зашита» коллективная культурная и историческая память, которая и сейчас остается ключевой темой работ Тимофея. Немаловажно в том заголовке, написанном как по Маяковскому («Есть в поэзии точки, / Пробелы, /Тире. /Их не выкрикнуть, / Разве лишь — промолчать»), многоточие, символизирующее многозначность и метафоричность. То, что стоит прочитать между строк среди четких штрихов и линий. Оно напоминает и о сути фотореалистического метода, в котором работает автор.
Пять лет назад вышла книга Тимофея Смирнова «Фотореализм в России. Смотреть и видеть», которая анализирует сегодня набирающее силу направление с 1970-х годов по наши дни. Описывая его специфику, Тимофей подчеркивает, что фотореализм в своем содержании «заостряет философские проблемы современной действительности». Эту заостренность вы можете почувствовать, внимательно всмотревшись в работы, соединенные единым авторским пунктиром.
Обратим — опять же пунктирно — ваше внимание на то, что нумерология, которая проскальзывает среди личных биографических событий, что стали поводом к нынешней выставке, на самом деле не столько про круглые даты. Сколько про поэтапное движение художника вперед — в сторону развития и утверждения авторских стиля и диалектики.
Потому в финале нашего эпиграфа к «Штрихам и линиям» мы послушаем самого автора: «Я и сам не знаю, что такое „Хорошо. Забытое. Старое.“. Скорее всего это — НЗ. „Неприкосновенный запас“. Он должен быть у каждого. Но в то же время, так ли это — НЕ ЗНАЮ. Н.З. Но именно эти „Н“ — „НО“; „НЕ“; „НА“; „Насколько“ и „Несколько“, но не „неприкосновенные“, и „З“ — „знания“, „запасы“, „заметки“, „заветы“, „загадки“, выходящие и выплывающие из нашей общей культурной памяти, стали темой моих работ. Они же и становятся в моем изложении „Мерой ценности сущего“, так как обеспечены той самой „культурной“ валютой времени и безвременья».
Время: 12:00-20:00
Вход свободный!