Опубликовано: 23 сентября 2024 года; Автор: Julia Sonrisa
Симфоническая поэма «Прометей» для большого симфонического оркестра, солирующего фортепиано, органа, хора и света, а фактически это одночастная симфония А. Н. Скрябина, создавалась в 1909–1910 годах. В хоровой партии «Прометея» Скрябин использует буквосочетание «Оeaоhoo», заимствованное из «Тайной доктрины» Елены Петровны Блаватской, русского религиозного философа-теософа. Сакральное сочетание гласных букв как особая формула предназначалось для мистериальных действ Древнего Востока с целью духовного перерождения бытия, нравственного очищения и конечного преображения с помощью священного огня: второе название скрябинского «Прометея» — «Поэма огня». Здесь Скрябин сознательно приближается к священному языку Древней Индии — санскриту. Согласно теософскому учению Блаватской, приближение священного акта преображения мира сопровождается приходом Мессии — фигуры пророка, в скрябинском понимании — музыканта-философа-поэта. И возникнет античный Прометей — образ, трактуемый Скрябиным не без влияния ницшеанского сверхчеловека. В итоге собирательный образ окончательно сомкнется на собственной фигуре Скрябина-творца как дирижера-управителя «Мистерии» — вселенского нравственного переворота
Мероприятие пройдет в рамках цикла «Музыка на вершине культуры». В лекциях речь пойдет о наиболее значимых музыкальных явлениях XIX — XX веков, когда музыка становится полновластным действующим лицом общего историко-культурного процесса.
В лекциях слушатели узнают о самых известных произведениях обозначенных авторов, созданных в разное время, но при этом отвечающих времени наивысшего расцвета музыкальной культуры Западной Европы и России. Несомненно, выбранные для рассмотрения крупные сочинения наиболее точно отражают мировоззренческие установки композиторов.
Лекции читает Даниил Топилин — музыковед, педагог, лектор, член «Московского музыкального общества», кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, автор лекций о классической музыке в Концертном зале «Зарядье», Мемориальном музее А.Н. Скрябина и на других интеллектуальных площадках Москвы.
Время: 16:00
Вход свободный!
Подробная информация и обсуждение мероприятия